Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность» 10-11 класс
Мероприятия в рамках программы «Финансовая грамотность» 10-11 класс
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Руководство пользователя «Банк заданий» для учителей
Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ
Видеоинструкция для педагога и учеников по участию в диагностике функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Кейсы по естественно-научной грамотности версия 2
- Кейсы по математической грамотности
- Кейсы по читательской грамотности
- Приложение к естественнонаучной грамотности
- Приложение к Математической грамотности
- Приложение к Читательской грамотности
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства «Просвещение»
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
Диагностические работы для учащихся 5-11 классов, демонстрационные варианты 2019 год
- Глобальные компетенции
- Естественнонаучная грамотность
- Креативное мышление
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Читательская грамотность
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Приказ УОН от 21.05.2024 № 1185 «Об итогах проведения диагностических работ по функциональной грамотности в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи»
- Приказ УОН от 16.01.2024 № 45 «О проведении диагностических работ по функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 20.11.2023 № 1855 О проведении ДР по ФГ
- Приказ УОН от 01.11.2023 г. № 9078/26.01-26 «О продлении сроков по диагностическим мероприятиям функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 24.10.2023 г. № 8779/26.01-26 «О проведении комплекса диагностических мероприятий по функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 28.09.2023 г. № 1531 «О проведении тематических недель по функциональной грамотности в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи»
- Приказ УОН от 13.09.2023 № 1418 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо МОНиМП КК от 23.10.2023 № 47-01-13-20619 — 23 «О проведении комплекса диагностических мероприятий по ФГ»
- Письмо МОНиМП КК от 10.10.2023 № 2935 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2023 — 2024 учебном году»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ
- Приказ от 24.10.2023 № 270 «О проведении комплекса диагностических мероприятий по функциональной грамотности»
- Приказ от 28.09.2023 № 247 «О проведении тематических недель по функциональной грамотности в МОБУ СОШ №49 им. Н.И. Кондратенко»
- Приказ и план мероприятий от 13.09.2023 № 235 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №49 им. Н.И. Кондратенко в 2023-2024 уч. году»
Архив 2021-2022 и 2022-2023 уч. годы:
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Приказ УОН от 02.12.2022 № 1944 «О проведении тематических недель по ФГ»
- Приказ от 23.11.2022 № 1858 «Об организации работы по повышению ФГ в 2022-2023 уч. году»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №64 «О размещении материалов сборников»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №62 «О направлении методических рекомендаций»
- Приказ №1712 от 06.12.2021 «О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 №3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- Письмо УОН от 21.01.2022 № 288 «О направлении плана и проведения самодиагностики по вопросам формирования ФГ»
- Приказ №7836/26.01-20 от 29.11.2021 «О проведении тематических недель по ФГ»
- Письмо УОН от 12.10.2021 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН №1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- УОН приказ от 27.11.2020 № 1258 Об утв. перечня мероприят. по повышению ФГ в ОО в 2020 — 2021 году
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
- Письмо МОНиМП КК от 23.12.2022 № 47-01-13-23651-22 «О развитии функциональной грамотности обучающихся»
- Приказ МОНиМП КК от 19.12.2022 № 3268 «Об организации по повышению функциональной грамотности в ОО в 2022-2023 учебном году»
- МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
- Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 «О направлении приказа»
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ
- Приказ №74/1 от 12.04.2023 года «О проведении итоговой диагностической работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №49 им. Н.И.Кондратенко»
- Приказ и план мероприятий по организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №49 им. Н.И. Кондратенко в 2022-2023 уч. году
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся МОБУ СОШ №49 г. Сочи им. Н.И. Кондратенко в 2021-2022 уч. году (изменения)
- Приказ О внесении изменения в приказ от 13.10.2021 г. № 217 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
- Аналитическая справка по итогам недели естественнонаучной грамотности
- Аналитическая справка по итогам недели математической грамотности
- Аналитическая справка по итогам недели читательской грамотности
- Приказ О проведении тематических недель по функциональной грамотности
- Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ №49 г. Сочи им. Н.И. Кондратенко в 2021-2022 уч. году
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся МОБУ СОШ №49 г. Сочи им. Н.И. Кондратенко в 2021-2022 уч. году
- Сведения об учителях, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в 2021-2022 уч. году
- Приказ «О подготовке к участию в диагностических работах по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся» № 42 от 02.03.2023 г.
- План мероприятий по организационно — методическому обеспечению и координации деятельности по проведению диагностических работ по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2023 год