Психологическое сопровождение сдачи ЕГЭ

Полезные материалы

Словарь ЕГЭ

Проект расписания ОГЭ/ЕГЭ на 2021 уч. год

Присоединяйтесь к официальным соцсетям ЕГЭ

Я сдам ЕГЭ! (брошюра для психологической подготовки)

Регистрация на ЕГЭ (памятка)

В пункте проведения экзаменов (памятка)

Аппеляция (памятка)

Как пересдать ЕГЭ? (памятка)

Видеоматериалы

Канал Роспотребнадзора на YouTube

Как бороться со стрессом во время ЕГЭ – готовимся
к экзамену вместе с психологом

Уважаемые родители!

Все мы когда-то сдавали экзамены. Это самый ответственный и сложный периодИменно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого школьника. Для вас и ваших детей наступает волнующая пора — пора сдачи первых государственных экзаменов.

Чтобы успешно сдать экзамен, детям необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к экзамену играет поведение их родителей. Помощь взрослых очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Многолетние наблюдения позволяют говорить, что отнюдь не процесс проверки знаний больше всего волнует подростков. Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью обязательно предписанной всем. Следовательно, перед ним встаёт двойная необходимость: во-первых, выбора дальнейшего жизненного пути; во-вторых, даже если сделан выбор, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно ещё доказать своё право на него, выдержав определённую конкуренцию. Для многих подростков именно в это время мысль о том, что результаты деятельности непосредственно зависят от количества вложенного, становится осознаваемым фактом.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с заданием. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Так чем же родители могут помочь своему ребенку при подготовки к экзаменам?

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Что значит – поддержать ребенка?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Подбадривать, хвалить детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Избегать подчеркивания промахов ребёнка.    

Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку.

Поддержку можно оказывать:

• Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!»,  «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»)                                                                    

 Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом)

Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями. (Психологами установлено, что 4 объятия в день это минимум для выживания ребенка, а для полноценного развития необходимо 8 объятий).

В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть. «Хочешь быть дворником, иди мети улицы? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?»

Очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?»

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы выпускник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью — пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком «Садись немедленно за учебник! «, не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен — ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо — какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены — и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать «Ни пуха, ни пера».

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хотим порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

  • спортивные занятия;

  • контрастный душ

  • стирка белья;

  • мытье посуды;

  • скомкать лист бумаги и выбросить;

  • слепить из газеты свое настроение;

  • громко спеть свою любимую песню;

  • покричать то громко, то тихо;

  • вдохнуть глубоко 10 раз;

  • прогулка;

  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

Существуют приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом:

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам — это снизить напряжение и тревожность ребенка.

Подросток начинает чувствовать себя легче в том случае, когда за спиной — надежный тыл — любящие люди. Родители, не любящие своих детей, — явление редкое, но подростков, уверенных в родительской любви, не так уж много. Не бойтесь прямо говорить ребенку о своей любви, и пусть эта любовь не зависит от результатов экзаменов.

Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным! Удачи!

Рекомендации обучающимся «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»

Подготовка к экзамену:

  •  Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
  • Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  • Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и усталости.
  • Подготовьте рабочее место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради и т.п.
  • Организуйте свое временное пространство и составьте план занятий. Определите время биологической активности, и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план занятий на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.
  • Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.
  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

  • Часто считают, что для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

Во время экзамена

В антистрессовых целях, чтобы снизить волнение и сконцентрировать внимание,  полезно выпить три глотка воды, сосчитать до 10.

  • Пробегите глазами весь экзаменационный материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, обратите внимание, нет ли опечаток или плохо пропечатанных листов.  Сосредоточьтесь. Внимательно читайте вопросы и задания  до  конца, чтобы правильно понять их смысл.
  • Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливайтесь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
  • Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните, в экзаменационном материале всегда найдутся вопросы, с которыми Вы справитесь.
  • Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами вопросе, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
  • Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.