Доступная среда

Организация образовательного процесса для учащихся с ОВЗ

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.

В ФЗ № 273 четко прописано, что «в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст.11.п.6). Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Заключение ПМПК, подготовленные для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Вместе с тем, предоставленное в ОО заключение ПМПК и /или ИПРА, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка (использование специальных образовательных программ и методов обучения; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора; проведение коррекционных занятий; обеспечение архитектурной доступности и другие).

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия. ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.

Реализуемые образовательные программы для учащихся с ОВЗ:

Адаптированная основная общеобразовательная программа   образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования  для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.1. на 2017-2021 учебный год

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования  для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.2. на 2017-2021 учебный год

Нормативно-правовая база:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

Локальные акты

Положение об электронном обучении, использовании дистанционных образовательных технологий (протокол педагогического совета от 23.03.2020 №5, приказ от 27.03.2020 №86/1)

Положение об организации индивидуального обучения с обучающимися на дому (протокол педагогического совета от 29.08.2020 №1, приказ от 29.08.2020 №275/1)

Положение о психолого-педагогическом консилиуме (протокол педагогического совета от 29.08.2020 №1, приказ от 29.08.2020 №275/1)

В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует адаптированные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • по рекомендациям врачебной комиссии и на основании заявления родителей (законных представителей) учащимся организуется индивидуальное обучение на дому с возможностью инклюзивного образования;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Специально оборудованного учебного кабинета для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе не предусмотрено.
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи, учитель-логопед и учитель-дефектолог.
  • в школе функционирует библиотека, являющаяся её структурным подразделением и осуществляющая свою деятельность на основании Положения о школьной библиотеке. В библиотеке имеются периодические издания для учителей и обучающихся. Библиотека имеет беспрепятственный доступ для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, укомплектована учебниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • в инфраструктуру школы входит физкультурно-спортивная зона, включающая в себя баскетбольную площадку, волейбольную площадку, легкоатлетическую площадку, стадион. Имеется два спортивных зала, актовый зал для занятий по хореографии, соревнований, занятий спортивных секций. Спортивные залы имеют хорошую материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований. Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • вход в образовательное учреждение оборудован пандусом; 
  • в школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием. Организация питания осуществляется АНО «Стандарты социального питания»
  • организация охраны здоровья обучающихся, оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется специалистами ГБУЗ «Краевая больница № 4». Медицинский кабинет школы оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с Приложением № 3 приказа Минздрава от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»;
  • особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОБУ СОШ № 49 г. Сочи им. Н.И.Кондратенко, Сферум sferum.ru, Цифровым образовательным контентом портала Иннополис educont.ru, РЭШ resh.edu.ru, Министерство образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф, Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru,  Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» window.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru, и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;
  • в школе имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки).
  • специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены;
  • при школе не предусмотрено общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Организация горячего питания учащихся с ОВЗ

Примерное 10-дневное меню горячих завтраков ОВЗ в возрасте с 11 до 18 лет

Примерное 10-дневное меню горячих обедов ОВЗ в возрасте с 11 до 18 лет

Таблица выполнения норм в пищевых веществах и энергии для обучающихся в возрасте 11-18 лет в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08