Организация образовательного процесса для учащихся с ОВЗ
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.
В ФЗ № 273 четко прописано, что «в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст.11.п.6). Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Заключение ПМПК, подготовленные для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Вместе с тем, предоставленное в ОО заключение ПМПК и /или ИПРА, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка (использование специальных образовательных программ и методов обучения; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора; проведение коррекционных занятий; обеспечение архитектурной доступности и другие).
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия. ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.
Реализуемые образовательные программы для учащихся с ОВЗ:
Нормативно-правовая база:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- Приказ УОН от 02.03.2016 №212 «О реализации проекта «Управление поддержкой инклюзивной политики как фактор ее развития в муниципальной системе образования» в 2016году»
- Решение коллегии УОН от 25.02.2016 г. По вопросу об организации работы с детьми с ОВЗ и поддержке инклюзивной практики в муниципальной системе образования города Сочи
- Приказ УОН от 31.12.2015 № 1611 «Об утверждении плана подготовки по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ на 2016 год»
- Инновационный проект «Управление поддержкой инклюзивной практики как фактор ее развития в муниципальной системе образования»
- Презентация: Инновационный проект «Управление поддержкой инклюзивной практики как фактор ее развития в муниципальной системе образования»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- Приказ МОН КК от 25.12.2016 №7055 «Об утверждении поправочных коэффициентов к нормативам финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативам подушевого финансирования расходов) общеобразовательных организаций»
- Письмо МОН и МП КК от 17.08.2016 №47-14612/16-11 «Рекомендации по организации деятельности тьютора обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Краснодарского края»
- Приказ МОН и МП КК от 22.01.2016 №366 «Об утверждении плана введения и реализации ФГОС общего образования в Краснодарском крае на 2016год»
- Приказ МОН КК от 20.01.2016 №273 «Об утверждении Положения о деятельности государственного бюджетно общеобразовательного учреждения Краснодарского края как ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования»
- Приказ МОН КК от 21.08.2015 №4207 «О плане развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2015-2016 уч.г.»
- Приказ МОН КК от 19.05.2015 №2253 «О пилотных площадках по апробации федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченны возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»
- Письмо МОН КК от 09.09.2014 №47-12894/14-14 «О наполняемости классов для детей с ОВЗ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- Приказ МОН РФ от 11.08.2016 №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ МОН РФ от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Письмо МОН РФ от 19.02.2016 №07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
- Письмо МОН РФ от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо МОН РФ от 10.02.2015 №ВК-26807 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
- Пояснительная записка к комплексному плану на 2016-2020 годы по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
- Приказ МОН РФ от 22.07.2015 №1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»
- Приказ МОН РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ МОН РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ МОН РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ МОН РФ от 20.07.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный перечень нормативных документов
- Приказ Mинздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ МОН РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ МОН РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Локальные акты
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по рекомендациям врачебной комиссии и на основании заявления родителей (законных представителей) учащимся организуется индивидуальное обучение на дому с возможностью инклюзивного образования;
- вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Специально оборудованного учебного кабинета для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе не предусмотрено.
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагоги-психологи, учитель-логопед и учитель-дефектолог.
- в школе функционирует библиотека, являющаяся её структурным подразделением и осуществляющая свою деятельность на основании Положения о школьной библиотеке. В библиотеке имеются периодические издания для учителей и обучающихся. Библиотека имеет беспрепятственный доступ для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, укомплектована учебниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- в инфраструктуру школы входит физкультурно-спортивная зона, включающая в себя баскетбольную площадку, волейбольную площадку, легкоатлетическую площадку, стадион. Имеется два спортивных зала, актовый зал для занятий по хореографии, соревнований, занятий спортивных секций. Спортивные залы имеют хорошую материально-техническую базу для выполнения в полном объеме учебных программ, для организации и проведения различных спортивных соревнований. Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;
- в школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием. Организация питания осуществляется АНО «Стандарты социального питания»
- организация охраны здоровья обучающихся, оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется специалистами ГБУЗ «Краевая больница № 4». Медицинский кабинет школы оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с Приложением № 3 приказа Минздрава от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»;
- особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОБУ СОШ № 49 г. Сочи им. Н.И.Кондратенко, Сферум sferum.ru, Цифровым образовательным контентом портала Иннополис educont.ru, РЭШ resh.edu.ru, Министерство образования и науки Российской Федерации минобрнауки.рф, Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru, Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» window.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru, и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;
- в школе имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки).
- специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены;
- при школе не предусмотрено общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Организация горячего питания учащихся с ОВЗ
Примерное 10-дневное меню горячих завтраков ОВЗ в возрасте с 11 до 18 лет
Примерное 10-дневное меню горячих обедов ОВЗ в возрасте с 11 до 18 лет